Лучшие обсерватории мира: топ-10

Пока человечество будет искать ответ на вопрос о происхождении Вселенной, до тех пор в небо будут направлены трубы многочисленных телескопов. И не только с Земли, но и с околоземной орбиты будут следить за космосом сотни астрономов, физиков и химиков.

Пионером научного изучения Вселенной стал Галилео Галилей. К 400-летию со дня его рождения журнал Popular Science представил список лучших обсерваторий – на Земле и за ее пределами.

Лучшие обсерватории мира: топ-10 (Popsci.com, 2009)

1. Обсерватория «Близнецы» (Gemini Observatory) Gemini Observatory Одно глаз – хорошо, а два – лучше. Инфракрасный телескоп Южный Близнец (Gemini South) расположен на высоте 2740 м в Андах (Чили), а его брат Северный Близнец (Gemini North) – на вершине спящего вулкана Мауна-Ки, Гавайи. Мощные обсерватории принадлежит семи странам. Ученые с разных уголков мира заботятся о применении новейших технологий в исследованиях. Именно поэтому оптика здесь покрыта обшивкой из серебра, которое повышает возможности техники.

2. Европейская южная обсерватория (European Southern Observatory) European Southern Observatory Главный 3,5‑метровый телескоп обсерватории был первым, где применили компьютерное управление зеркалами. Сегодня даже любительские телескопы имеют такие возможности. Другая часть Европейской южной обсерватории расположена среди чилийской пустыни Атакама – там установлен Very Large Telescope (на фото). Это главный плацдарм обсерватории. В Атакаме планируется реализовать крупнейший в мире международный проект – обсерваторию с телескопами Atacama Large Millimeter/sub-Millimeter Array, более известными под аббревиатурой ALMA. Стороны, задействованные в проекте – Северная Америка, Восточная Азия, Европа и Чили.

3. Национальная радиологическая астрономическая обсерватория (National Radio Astronomy Observatory, NRAO) NRAO Мощности обсерватории расположены в нескольких местах. Ее главные телескопы – Green Bank Telescope, Very Large Array (на фото), Very Large Baseline Array. Недавно с помощью Green Bank ученые изучили плотность молекул в межзвездном пространстве. Телескоп Very Large Array получил свое название благодаря впечатляющим габаритам: 27 радиоантенн диаметром 25 м и весом 230 тонн каждая. Сеть антенн расположена в пустыне Сокорро, Нью-Мексико, США. Кстати, именно ее вы можете увидеть в голливудском фильме «Контакт».

4. Космические телескопы Чандра и Шпитцер (Chandra/​Spitzer Space Telescopes) Spitzer Space Telescope Орбитальная обсерватория NASA под названием Chandra X‑Ray Observatory движется на большом расстоянии от Земли по эллиптической орбите. Из этой обсерватории можно получать изображение крупных энергетических сгустков галактики, в частности суперновых. Снимки именно из этой обсерватории помогли ученым понять природу туманностей и пульсаров. Инфракрасный телескоп Spitzer Space Telescope (на фото) назван в честь творца космического телескопа Лимана Шпитцера. Прибор позволяет изучать «холодные» объекты Галактики – например, малые звезды и планеты вне Солнечной системы. Оба телескопы выполняют работу, которую нельзя провести с Земли.

5. Телескоп Корот и космический телескоп Кеплер (Corot/​Kepler Space Telescopes) Kepler Space Telescopes Эти два телескопа – один французский, другой американский – предназначенные для изучения Космоса за пределами Солнечной системы. Именно там, возможно, есть температура, при которой вода может существовать в жидком состоянии. В прошлом месяце начал работать телескоп NASA Кеплер, сейчас он готовый к началу исследований. На фото изображена последняя проверка главного зеркала телескопа Кеплер. Название телескопа Корот (Corot) – аббревиатура от «конвекция» (Convection), «ротация» (Rotation) и «движение» (Transits). Его используют Французское и Европейское космические агентства. Со времени начала своей работы в 2006 году Корот уже сделал важные открытия. Например, в феврале 2009 года с помощью Корота открыли далекую планету, вдвое меньше Земли, которая оборачивается вокруг звезды, подобной Солнцу. Период обращения составляет 20 часов.

6. Обсерватория У. М. Кека (W. M. Keck Observatory) W. M. Keck Observatory 10-метровый, 8‑ярусный, 300-тонный телескоп Кека известен как из-за оригинальной конструкции, так и благодаря многочисленным открытиям. Каждое главное зеркало состоит из 36 шестиугольных сегментов, которые работают вместе как один кусок стекла – революционная технология, которая увеличивает мощность зеркал. Этот телескоп, расположенный на горе Мауна-Ки, является самым большим оптическим и инфракрасным телескопом в мире. Именно он помог ученым сделать ряд важных открытий: существование галактик на краю Вселенной, природа суперновых, механизм выброса гамма-излучения, многочисленные планеты вокруг других звезд.

7. Обсерватория Маунт-Уилсон (Mount Wilson Observatory) Mount Wilson Observatory Маунт-Уилсон – одна из важнейших в истории астрономии обсерваторий. Именно здесь возле полутораметрового телескопа исследователь Эдвин Хаббл (Edwin Hubble) провел не одну ночь, переписывая заново астрономию, дополняя ее новыми открытиями и наблюдениями. Кстати, на вершину горы немаленький телескоп доставил ослик. Телескоп, который сконструировал Джордж Эллери Хейл (George Ellery Hale), сейчас уже не используется. Тем не менее, именно благодаря нему был разработан спектральный анализ и классификация звезд, ставшие фундаментом современной астрономии. Маунт-Уилсон около 40 лет оставалась главной в мире обсерваторией.

8. Обсерватория Паломар (Palomar Observatory) Palomar Observatory 500-сантиметровый телескоп в Паломар внес революционные изменения в развитие современной астрономии. Производители зеркал истратили на него почти $1 млн., и это в 1934 году! До сих пор никто не смог изготовить кварцевые зеркала большего размера. При этом материал, из которого они сделаны, малочувствителен к температурным колебаниям, а значит, у телескопа небольшая погрешность. Впервые телескоп использовали для изучения небосклона только после окончания Второй мировой войны. Вскоре в обсерватории появился новый 250-сантиметровый телескоп, и началось исследование Palomar Observatory Sky Survey. Его результатом явилось составление звездной карты Северного полушария. Кстати, ею пользуются и по сей день. Трудно вообразить, но и через три четверти века паломарскими телескопами продолжают успешно пользоваться, делая новые открытия.

9. Телескоп Галилея (Galileo’s Telescopе) Galileo's Telescopе На самом деле Галилео Галилей не был изобретателем телескопа, да и, наверное, он не первый человек в истории, направивший в небо трубу с линзами и зеркалами. Однако его безоговорочной заслугой является изобретение мощного телескопа. Такого, с которым он видел то, чего до него никто не мог увидеть. Работы Галіиея всколыхнули всю Европу – неслучайно его назвали «отцом современной науки». С помощью своего телескопа в 1609 году он изучил Луну, открыл четыре спутника Юпитера, пятна на Солнце и фазы Венеры. Сегодня телескоп Галилея – музейный экспонат.

10. Космический телескоп Хаббл (Hubble Space Telescope) Hubble Space Telescope Невозможно переоценить значение космического телескопа Хаббл, названного в честь своего разработчика. Именно этот хорошо известный прибор причастен к многочисленным открытиям, сделанным на протяжении последних 18 лет. Фрэнк Саммерс (Frank Summers), известный астроном и ученый, подчеркивает: «Говоря о значении того или иного устройства для истории науки, можно обратить внимание на единственный факт: сколько названий электронных микроскопов или ускорителей частиц вы знаете? Сложно ответить, а вот Хаббл – очень известное имя». Трудно точно сказать, почему именно Хаббл стал известнейшим телескопом в мире. Возможно, это объясняется тем, что с его помощью было написано около 6000 страниц научных исследований? Вот примеры крупнейших открытий с помощью Хаббла за последние 18 лет: определение возраста Вселенной, снимки планет за пределами Солнечной системы, определение химического состава их атмосферы. Хаббл сыграл важную роль в изменении представлений человечества о Вселенной.